Жил на свете мастер-стеклодув. Был он стар и сед, но ясные голубые глаза мастера смотрели удивительно светло и чисто, точно под маской старика прятался ребёнок. Из разноцветного стекла мастер выдувал изящные радужные вазы и хрупкие цветы. А ещё он создавал восхитительно прозрачные, почти невесомые стеклянные чашечки. Эти чашечки мастер дарил семьям, где рождались девочки. «Пусть ваша дочь примет в дар эту чашечку для самой чистой воды», — говорил он счастливым родителям новорожденной малышки, и те благодарно кланялись старому мастеру в пояс, принимая бесценный дар. Мастер кланялся в ответ и возвращался в свою волшебную мастерскую, где его встречали братья и сестры: ясный солнечный свет, тихие лунные блики, драгоценные капли июньских рос и неуловимо прекрасные узоры январской изморози…
Брат, мы ждали тебя, — говорили они. – Мы собрали всё самое красивое в этом мире, чтобы ты начал делать новые стеклянные чашечки. В доме у подножия горы родилась девочка, и в хижине рыбака дочка вот-вот появится в мир. Да и король совсем уже скоро повстречается со своей долгожданной малышкой…
Мастер благодарно улыбался в ответ и принимался за работу.
Проходило сколько-то лет, девочки подрастали, и в один прекрасный вечер матери и дочки садились за рукоделие, и у них начинался тихий разговор. О чём? О чудесном подарке мастера, конечно! И девочки расспрашивали матерей точно также, как эта ясноглазая девчушка, что появилась на свет в хижине рыбака.
— Мамочка, ты говорила, что, когда я родилась, мне подарили волшебный подарок!
Да, доченька! Мастер-стеклодув, который живёт в наших краях от сотворения мира, пришёл в наш дом и подарил тебе прозрачную и чистую как воздух стеклянную чашечку.
Одной мне подарил?
Он дарит их всем девочкам…
И тебе, когда ты маленькая была?
И мне.
А можно я хоть одним глазком посмотрю? Можно, мамочка?
Доченька, милая! Это волшебные чашечки. Они сделаны из такого чистого стекла, что сейчас, твоими детскими глазками, ты свою чашечку просто не увидишь!
А зачем они нужны?
Слушай дальше, и я расскажу тебе, для чего мастер дарит их девочкам.
Наверное, чтобы водицу в неё наливать?
Верно, доченька. Но только не простую водицу, а самую-самую чистую. Такую же прозрачную, как стенки твоей удивительной стеклянной чашечки.
А где её берут, эту водицу?
Из единственного, предназначенного только для тебя, источника.
А как я его найду, мамочка?
Придёт время, из милой девочки ты превратишься в прекрасную девушку с чутким сердцем. И тогда внутри твоего сердца совьёт гнездо волшебная вещая птица. Как только именно твой источник повстречается на пути, птица запоёт особенную, хрустальную песенку, не похожую на другие её песни. И когда ты её услышишь, ты поймёшь, что нашла именно твой источник.
А если она ошибётся?
Береги своё сердечко, милая. Береги от грязных слов, мыслей, от грязного взора береги. Помни, только чистое сердце зорко. Будешь хранить его в чистоте — и оно не ошибётся, подскажет тебе дорожку именно к твоему источнику!
А как эти источники появляются на земле?
Эти источники открывают мальчики, когда становятся мужчинами. Каждый из них однажды отправляется в путь, чтобы отыскать свой источник. Но как мальчики все разные, так и родники, которые они открывают, тоже разные. Одни мальчики открывают родники с кристально-чистой водой и берегут её как зеницу ока. Другие – воду из своих источников направо и налево предлагают. И такая вода мутной становится, некрасивой…
Я бы в свою чашечку только чистую водицу хотела наливать…
Верно, доченька. Верно, милая! А чтобы с источником не ошибиться, открою тебе одну маленькую тайну. Как проходишь мимо родника, в котором водица тебе приглянулась, первое и самое главное – птицу в своём сердце слушай: особую ли она песню поёт. А второе, и тоже — самое главное: свою стеклянную чашечку до поры до времени подальше спрячь! Далеко-далеко!
А почему?
Стенки твоей чашечки из июньских рос сделаны, из лунных бликов сложены. Так тонки они, так прозрачны, что издалека улавливают журчание источников, и в ответ звенеть начинают! Да, бывает, так звонко чашечка звенит, что птицу в сердце сразу и не услышишь!
Отчего так случается, мама?
Природа, доченька. Природа. И птица, и стеклянная чашечка хоть и твои, но из разных миров тебе в дар посланы. Чашечка, как и источники, из мира природного. А птица вещая, волшебная, — из мира сердечного, духовного.
А что будет, если чашечка зазвенит, а птицу не услыхали?
Чашечку можно ненароком испачкать, первозданной красоты её лишить, коль из чужого источника воды в неё нальёшь.
Как так?
Только единственная водица, из единственного источника, чашечку чистой и прозрачной оставляет. И то, если сама она чиста. А все остальные источники в неё мутную воду несут, иногда и сами того не желая. Пачкают они чашечку, и перестаёт она быть волшебной, прозрачной. Становится серенькой, некрасивой, нечистой. Видела у нерадивых хозяек посуду, где следы от напитков в стенки так крепко впитались, что ничем их не отмыть: ни песком речным, ни порошками. Вот такое и с волшебной стеклянной чашечкой происходит, если девушка её не бережёт, из каждого приглянувшегося источника воду в неё наливает.
Мамочка! Я свою чашечку беречь крепко-накрепко буду! Налью в неё воду из самого чистого и красивого источника, когда птица в моём сердце особую песенку пропоёт! Но не сразу чашечку свою достану, а лишь когда уверена буду, что это – именно мой источник! Одного только не понимаю, мамочка. А что дальше-то будет, когда вода в моей стеклянной чашечке окажется?
Ты моя умница! Ты моя разумница! Всё-то правильно поняла, и к самому главному разговор подвела! А дальше случится чудо чудное, диво дивное. Вместе с водицей в твою стеклянную чашечку опустится удивительное семечко, и будет плавать оно там, словно крошечная золотая рыбка. Семечко это не простое – волшебное! Если чашечка чиста и водица чиста, – вырастет из него добрый молодец или красная девица, да такие, что ни в сказке сказать, ни пером описать: родителям на утешение, миру на радость!
А если грязны чашечка и водица?
Тяжело такому семечку прорастать бывает. Ой, тяжело! Ему свежей воды хочется, а вода – мутная. Ему солнечные лучи нужны, а они сквозь нечистые стенки чашечки еле-еле проходят…И может вырасти из такого семечка человек, нездоровый душой: может или печалиться часто, или жизни бояться, или ещё с каким недугом.
И ничем-ничем ему не помочь?
Доченька, есть такое лекарство. Молитва матери чудеса творит: со дна моря детей поднимает, от тяжких болезней исцеляет. Но ведь лучше, если сразу здоровый и красивый душой и телом ребёночек родится! Чтобы миру радовался, солнышко любил…
Как я, мамочка? Я солнышко люблю и почти никогда не плачу! Значит, я в чистой чашечке родилась? В чистой водице плавала?
В чистой, детонька! В чистой, капелька моя ненаглядная! В чистой, моя любимая доченька!
Обнимутся мать с дочкой, и рассмеются счастливо. Мать – оттого, что верный источник выбрала, и никогда водице его не изменяла. А дочурка — от своей природной чистоты. Оттого, что с первого дня, ещё будучи крохотной рыбкой, играла с солнечным светом…
Вот такая хорошая история нам открывается. Тихая, спокойная, радостная.
«А что же дальше?» — спросим мы.
А дальше всё будет по слову старого мастера. Девочка станет взрослой, исполнит завет стеклодува-волшебника. Её стеклянная чашечка будет сиять чистотой, а в кристальной воде обретётся здоровое семя. И появятся новые люди: здоровые, сильные, мудрые. В их сердцах будут петь свои дивные песни чудесные вещие птицы. И сделает время так, что прекрасные люди станут нашими предками.
А потом наступят наши дни, и мы захотим всем сердцем коснуться истоков сияющей красоты своего древнего рода. И наши сердца перенесут нас туда, где когда-то, много веков назад, жила светлая девочка, обещавшая маме сберечь в чистоте свою чашечку.
И старый мастер-стеклодув появится перед нами, и ласково улыбнётся в седые усы.
Добро пожаловать в мою мастерскую, — с поклоном произнесёт он. – Я познакомлю вас с братьями и сестрами.
И мы осторожно переступим через высокий стеклянный порог, и окажемся в удивительной, сияющей всеми цветами радуги, мастерской. Всё будет в ней как тогда, много веков назад… Нас встретят ясный солнечный свет, тихие лунные блики, драгоценные капли июньских рос и неуловимо прекрасные узоры январской изморози…
Брат, — торжественно скажут они. – Мы собрали всё самое расчудесное в этом мире, чтобы ты начал делать новые стеклянные чашечки. Девочки ждут твоих бесценных подарков!
Благодарю вас, — ответит мастер, и наденет белый сюртук, и примется за работу.
А когда чашечки будут готовы, мастер бережно положит их на ладонь, и, придерживая тонкими чуткими пальцами другой руки, протянет их нам.
И мы увидим эти чашечки, но увидим каким-то особым зрением…и поймём, что они и вправду прозрачны как самая чистая вода. И, лишь внимательно присмотревшись, мы сможем разглядеть, как едва уловимо играют на них солнечный свет, лунные блики, искры июньских рос, и тонкие росчерки дивных январских узоров, которые делают нас такими неповторимо прекрасными…
Примите эти стеклянные чашечки в дар, — скажет мастер. – Эти чашечки – вам. А эти – для ваших дочерей. Да пребудет с вами во веки веков чистота.
Мы возьмём эти чашечки. Примем их в Дар. И услышим, как в наших сердцах пробуждаются вещие птицы…
Оксана Ахметова, 2011 г.
6 комментариев
Дорогая Оксана! Спасибо огромное за ЧУДЕСНУЮ СКАЗКУ! Красота и чистота этой звенящей истории позволит многим травмированным душам молодых девушек восстановить свою прозрачность и целостность. Хочу передать особую сердечную БЛАГОДАРНОСТЬ от родителей Таи за деликатную сказочную скорую помощь.
Спасибо большое! Сказка очень понравилась.
Оксаночка, милая, какая тонкая, звучащая, деликатная и бережная сказка!
Красиво и полезно.
Блеск! Ах, как тонко и красиво! Спасибо! Удачи!
Спасибо! Сказка замечательная; прекрасная, точная метафора.Вдохновения Вам!!!