Учите Ценности Жизни

Здравствуйте! С вами сказкотерапевт Оксана Ахметова.
Меня сегодня спросили, как уберечь ребёнка от самоубийства, как с ранних лет укрепить иммунитет против этого тягчайшего греха? Когда вернее всего начинать проводить профилактику здорового самоощущения у ребёнка? Какие истории рассказывать детям, чтобы уберечь их от трагедии? Вопрос, конечно же, был связан с чёрной волной гибели подростков, которая поднялась в России в последние недели.
Конечно же, чем раньше вы начнёте укреплять духовный иммунитет ребёнка, тем будет вернее. Сегодня мы поговорим именно об этом.
А уже в следующей статье – конкретно о том, что и как рассказывать ребёнку о ценности Жизни.

В комплексной сказкотерапии есть такие понятия: Созидатель и Разрушитель. Человек, во внутреннем государстве которого правит Созидатель – это человек гармоничный, ибо Созидатель помогает ему очищать мысли, дисциплинировать чувства, заботиться о своём здоровье. Вовне это проявляется так: человек бережно относится ко всему, что его окружает, и старается принести в этот мир красоту в любом его проявлении.
Но бывает, что внутри человека поселяется «ложный правитель» — Разрушитель. Господство Разрушителя проявляется в том, что человек начинает причинять боль и дискомфорт окружающим его людям и предметам, не ценит их, а также бессознательно или осознанно вредит своему здоровью, жизни, развитию.
Что же делать родителям?
С самого раннего детства растить внутреннего Созидателя в ребёнке, и учить малыша брать под контроль Разрушителя.
Как это делать?
Во-первых, надо начать с себя. Посмотрите, в каких соотношениях действуют внутри Вас Созидатель и Разрушитель. Насколько вы умеете радоваться? Насколько подвержены унынию, гневу, зависти, тревожным мыслям, страхам? Как Вы их побеждаете? Какое настроение преобладает у Вас? Как часто Вы не видите смысла в окружающей действительности? Боретесь ли Вы с этими мыслями? И т.д., и т.п.
Такую ревизию нужно проводить регулярно. И, по возможности, избавляться от всего разрушительного в себе. В первую очередь – в себе! Потому что разрушительные настройки дети улавливают очень чутко, и быстро заражаются ими. Так что начинайте укрепление иммунитета с себя. Не знаете как – приходите, пожалуйста, на консультации. Мы посмотрим на положение дел во внутреннем государстве. Сочиним с вами особые сказки, построим обитель, в которой живёт ваш Созидатель, символических кукол-помощников сделаем. Вы увидите всё самое красивое в себе, и вам уже не захочется расставаться с этой красотой своего внутреннего мира!
Самое главное – вы научитесь напитывать вашего внутреннего Созидателя светлыми силами, и тогда Разрушитель будет ему уже нипочём!
Потому что, питая силами Созидателя, мы лишаем питания Разрушителя. А это значит, что Созидатель внутри нас становится большим, сильным и смелым. (Представьте себе сейчас самого яркого сказочного Героя-победителя. Вот таким наш Созидатель и становится). А Разрушитель – остаётся маленьким, неприятным, но в общем-то, безвредным…как паук, например.
Кстати, внутренний Разрушитель и вправду похож на паука. В здоровом состоянии внутреннего мира он висит на своей паутине где-то в уголочке, никого особо не трогает: тощенький такой, апатичный паучок… Но, если позволять ему ловить в свои сети наших бабочек и божьих коровок Радости, Любви, Уверенности, Покоя, то он из вполне безобидного домашнего паучка превращается в гигантского прожорливого монстра.
И, если вовремя не распознать, что Паук-Разрушитель начал расти, и не перестать его подкармливать своими светлыми силами, то может случиться такое: Паук-Разрушитель уже в открытую постарается напасть на Созидателя (как у Чуковского: «Вдруг какой-то старичок-паучок нашу Муху в уголок поволок…») и окутать его невидимой паутиной. И начать уже в открытую высасывать Силы, а с ними и смысл жизни человека медленно, но верно. А когда все силы высосаны, Разрушитель начинает упиваться властью: он просто дёргает человека изнутри за свои паучьи верёвочки, управляя им, как марионеткой. Разрушитель становится абсолютным хозяином человека.
Так вот: самоубийство происходит именно при таком раскладе вещей во внутреннем мире: когда Разрушитель полностью подчинил себе Созидателя и однажды надумал дёрнуть за свою паучью верёвку посильнее…
И поэтому ещё раз хочется сказать: чтобы такого не произошло – наблюдайте, наблюдайте и ещё раз наблюдайте за своим внутренним миром, и за внутренним миром ребёнка! Будьте внимательными и чуткими в своём наблюдении. Подмечайте, где ваш ребёнок ведёт себя так, как будто в нём действует Разрушитель. В каких-то определённых ситуациях? Или это неожиданное для вас проявление? Если есть ощущение, что Разрушитель в ребёнке начал вдруг расти, и если не знаете, как с этим справляться, лучше обратиться за помощью заранее, пока паук довольно слаб.
При этом важно твёрдо помнить: укрепление Созидателя, в первую очередь, задача родителей. Подпитывайте внутреннего Созидателя доброй сказкой, созданием особых воспитательных ситуаций, личным примером. А главное – любите своего ребёнка. Ведь безусловная родительская любовь, уважение и принятие маленького человека — самое простое, и самое главное средство для роста Созидателя, Доброго Волшебника, в малыше.
Кстати, о волшебстве. Помимо индивидуальной работы, я занимаюсь сказкотерапией с детками 4-5 лет. С хорошими, умненькими, добрыми, талантливыми детьми без каких-либо особенностей в развитии. Но их родители справедливо решили, что укрепление внутреннего Созидателя необходимо не только в критических случаях. Что это важно любому человеку в любом возрасте, чтобы этих критических случаев не произошло. И поэтому мы встречаемся с двумя Сашами, двумя Алисами, Данилой, Петей, Варей и Машей раз в неделю, и общаемся на языке сказки (в которой Добро обязательно побеждает Зло!) и творчества… Результаты этого общения налицо: мои маленькие друзья не боятся чувствовать себя, и вести себя как Волшебники. А ведь Волшебник – это Созидатель в самом сильном, самом красивом его проявлении…
Поэтому помогайте своему ребёнку чувствовать себя добрым волшебником! Помогайте ему видеть и распознавать плоды доброго волшебства. Убеждайте, что человек со злым сердцем может творить только злое колдовство (разрушение), и вредит этим, прежде всего себе. Объясняйте, что добрые волшебники никогда не смогут причинить зла ни себе, ни окружающим людям. И что за это мир добрых волшебников любит, и всегда приходит на помощь, стоит только от всего сердца эту помощь попросить. И самое главное — добрые волшебники ВСЕГДА НАХОДЯТ КРАСИВЫЙ ВЫХОД ИЗ ЛЮБОЙ СЛОЖНОЙ СИТУАЦИИ.
И пусть этот светлый ресурс – образ доброго волшебника – помогает Вам и Вашим детям ценить жизнь, и быть сильнее обстоятельств.
А вот как научить ребёнка ценить Жизнь, рассказывая самые простые сказки – об этом мы поговорим в следующий раз.

6 комментариев

  • Анна

    Радость и счастье нужны детям не меньше, чем растениям нужен воздух и солнечный свет.

  • Н.Л.

    «Мне кажется, ситуацию можно изменить к лучшему, если понимать, что совершенно необходимо концентрировать внимание детей (любого возраста) на хорошем. На радости, на счастливой стороне жизни, на её возможностях, а не на проблемах. На проблемах их и так сконцентрируют – спасибо школе, социуму, массовому психозу вокруг выборов и т.д. А наше, родительское и дружеское дело – помогать им увидеть светлую сторону этого мира и дать им пример взаимодействия с жизнью – так, чтобы даже когда они сталкиваются с трудностями, болью и страхом, они не падали духом и не переставали ценить себя и свою возможность быть в этом мире. Это очень просто звучит, но это безумно трудно сделать. И всё-таки можно приложить усилия и справиться…» Анна Островская

  • Н.Л.

    Никто, кроме семьи и друзей, не даст ребенку веру в жизнь, желание жить. Ни психолог, ни психиатр, никто. Только любовь близких. Не обязательно мамы или папы, пусть это будут хорошие друзья или бабушка, старший брат или мудрый учитель в школе. Способность противостоять внутренним переживаниям, боли и грусти, способность понимать, что за черной полосой обязательно будет белая – всё это мы можем дать своему ребенку, а можем не дать. Стоит попытаться, правда?

  • Марина

    Очень нужная и своевременная статья, особенно мне понравилась мысль-совет родителям детей почаще разбираться с состоянием внутреннего пространства или государства своей души, ибо все, что происходит в душе у родителей тут же имеет отражение в пространстве детей.
    Хотелось бы только добавить, что при общении с ребенком обязательным мне кажется и рассказать ему о Создателе, о том, что жизнь подарена ребенку и нам всем Создателем, и поэтому нельзя ее добровольно лишаться по своей воле, тем самым ты жестоко обижаешь Создателя. Моей дочке, например, очень понравилось мое объяснение ей еще в 6-7 лет, что наш уход из физической жизни еще не означает потери нашей души и нашего общения с близкими. Но тяжелый грех (а самоубийство ярчайший из них!) лишает нас радости в будущем встретиться и снова жить в любви и радости! Можно рассказать детям сказку о прекрасном царстве Рая, где царит Любовь, Радость, Дружба и Понимание, где встречаются наши любимые и дорогие. А самоубийство приведет в грязное царство Небытия, где нет ни Любви, ни Поддержки, только Страдание и Болезни. Очень люблю медитацию «Все мы в объятиях Бога» — для детей она работает самым безусловным образом.
    Спасибо еще раз за статью, поднявшую такую деликатную тему.

  • Виктория

    Согласна и с автором статьи, и с со всеми, кто оставил комментарии: все начинается с семьи.

  • Thanks for contributing. It’s helped me udnrestand the issues.

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *