Пьеса-поздравление «С Новым Годом!»

ПРОЛОГ

ВЕДУЩИЙ: Добрый день, дорогие друзья. Мы хотим сегодня показать вам нашу новогоднюю историю. Действие  будет происходить в нашей маленькой уютной школе, построенной больше века назад. В нашей любимой школе всё говорит о традициях, о чудесных человеческих судьбах людей, когда-то в ней учившихся. Когда смотришь в витражные стекла на лестницах школы – кажется, что видишь лица людей, которые порой  смотрелись в них. В нашей пьесе примут участие учащиеся 5 класса, самого дружного и веселого в школе, и конечно, СКАЗОЧНИК, ведь Новый Год невозможен без сказок, чудес и исполнений желаний и самых необычайных мечтаний. Поздравляю всех школьников, их родителей и учителей с наступающим Новым Годом!
Уходит.
Действие происходит в актовом зале школе. Школьники сидят в глубине сцены. Они одеты в обычную школьную форму.

ДЕЙСТВИЕ I

На середину сцены выходит СКАЗОЧНИК. Молодой парень, с веселой, доброй улыбкой, одет современно: в футболке и джинсах, на которые наброшен черный плащ, в кроссовках, на голове что-то вроде космического скафандра. На верхушке скафандра мерцает зеленый огонек.

1-я УЧЕНИЦА (подталкивая локтем подругу): А что? Прикольно!

ПОДРУГА: Угу.

СКАЗОЧНИК: Здравствуйте, дорогие ребята и девочки, здравствуйте, уважаемые учителя. Как приятно, что  вы собрались здесь в канун Нового Года! Я очень рад вас видеть. Особенно в это предновогоднее время, когда случаются всевозможные чудеса.

УЧЕНИКИ 5 КЛАССА: А какие чудеса? С этого места можно поподробнее!

СКАЗОЧНИК: Например, с помощью моей машины времени (кстати, она у меня новейшей конструкции), вы можете перенестись в прошлое, чтобы увидеть, как отмечали раньше в вашей школе Новый Год.

1-й УЧЕНИК (протянул разочаровано): Ну, а что тут интересного? Мы-то думали — как обычно, к нам в гости приедет Дед-Мороз с мешком подарков. А мы тут стишок забацаем, или станцуем, чтобы он увидел, какие мы хорошие! И с подарком легче расстался. Как в садике, помните?

4-й УЧЕНИК: Помним, помним, уже навязло на зубах – «В лесу родилась ёлочка!! Или «Маленькой ёлочке холодно зимой!»

7-й УЧЕНИК (с усмешкой): Да уж, неужели вы всерьез верите еще в этот сладкий сиропчик, который придумали взрослые для отмазки, чтобы подарить то, что они сами выбрали нам в подарок? Нет никакого Деда Мороза – это ясно!

9-я УЧЕНИЦА (жалобно): А я верю в него, так хочется верить во что-то хорошее, удивительное, прекрасное! Новый Год – мой самый любимый праздник. Как мне нравится вместе с родителями и братиком украшать Новогоднюю елку! Представляете, у нас много игрушек есть еще довоенных – мне бабушка рассказывала. Они, конечно, плохенькие, против современных проигрывают, но ведь уцелели в войну и блокаду!

5-я УЧЕНИЦА (восторженно): И я очень люблю Новый Год, мне так нравятся украшенные улицы и витрины магазинов, запах еловых веток и мандаринов, фейерверки и шум от пистонов и ракет в воздухе.

3-я УЧЕНИЦА с жаром подхватывает: Да! И можно не спать в Новогоднюю Ночь! Так классно, что можно залезть под елку и гадать, что тебе подарят предки на этот раз…

7-я УЧЕНИЦА (цедит, оттопырив недовольно губу): А я вот терпеть не могу вашей живой ёлки – чего хорошего-то? Иголки с нее потом сыпятся, просто кошмар, и убирай потом все в квартире. Моя мама говорит, что искусственная елочка куда лучше – аккуратненькая, иголки не сыпятся, ставится за один час. И убирается легко на антресоль, до следующего года.

2-я УЧЕНИЦА (ее поддерживает): Это точно. А запах живой елки можно подделать спокойно, во всех подарочных магазинах продается такое средство – побрызгал в воздухе – вот тебе и запах хвои и не отличишь от живой елки!

СКАЗОЧНИК, молчавший до сих пор: Приятно иметь дело с  продвинутыми детками!

По его голосу непонятно, хвалит ли он школьников или изумляется услышанному от них.

СКАЗОЧНИК: А кто знает что-нибудь про обычай отмечать Новый Год в России, откуда он идет и существовал ли когда-нибудь Дед Мороз?

3-й УЧЕНИК: Раньше на Руси отмечали Новый Год в сентябре – когда заканчивался сбор урожая. В 1699 г. царь Петр I запретил праздновать Новый год в сентябре. 15 декабря того же года он приказал отмечать Новый год 1 января. Как во всей Европе.

1-я УЧЕНИЦА (радостно затараторила, спеша поделиться информацией): Да-да. В ночь с 31 декабря на 1 января все должны были отдыхать и веселиться. Сам император присутствовал на гуляниях. Петром I собственноручно была выпущена первая ракета фейерверка, привезенная из Европы. Однако не только фейерверк украшал праздничный город; знатные люди должны были стрелять в воздух из небольших пушек и ружей. Представляете, как классно было! Люди ходили по улицам и поздравляли друг друга с праздником до самого утра. Прямо как сейчас. Только ракеты сейчас китайского производства – часто или не горят совсем или взрываются неожиданно…

СКАЗОЧНИК: Молодцы, как вы хорошо знаете предмет! Просто от зубов отскакивает информация. А можете ли Вы сказать, когда появился обычай ставить ёлку на Новый Год?

6-й УЧЕНИК: Легко! Вопрос для сосунков из первого класса. Обычай ставить именно елку, а не украшать срезанными еловыми ветками дом, появился в 30-е годы 19 века. Обычай пришел из Германии. Своей красотой и необычностью он быстро понравился русским людям. Традиция ставить и украшать елку в доме скоро перенеслась на улицу и, в середине 19 века, была украшена первая публичная елка.

3-я УЧЕНИЦА (не выдержав, пискнула): Скажите, пожалуйста, а вы нам подарки привезли?

СКАЗОЧНИК: Подарки, конечно, будут. Немного погодя. А чтобы вам вообще хотелось получить в этом году? О чём Вы мечтаете?

10-я УЧЕНИЦА: Ой, я так хочу планшет!

8-я УЧЕНИЦА: Нет, лучше айфон или айпад.

12-й УЧЕНИК: Да, ну, отстой! Лучше нотик покруче!

6-яУЧЕНИЦА: Я очень хочу маленькую собачку или кошку. Или братика. А мне родители никого не заводят, им, видишь ли, некогда, много работы.

3-я УЧЕНИЦА: Да, я тоже, я тоже, очень хочу хомячка или белку дегу – они такие забавные, няшки! Мне так хочется о ком-то заботиться, и что бы можно было кого-то водить на поводочке!

7-я УЧЕНИЦА: Ну, ты как всегда – ляпаешь очередную глупость! Во-первых, какой поводочек для хомяка – он же сам весь в ошейник поместиться? Во-вторых, зачем надо иметь животное в доме – гадит твой хомяк везде, клетку после него чистить надо, и вообще – с ним неинтересно, только лопает за обе щёки, не разговаривает совсем, да и живет всего два-три года?

3-я УЧЕНИЦА (от полученного удара съеживается, но все-таки упрямо продолжает): Нет, ты не понимаешь – это такое счастье, когда у тебя на руке сидит теплое, пушистое, маленькое создание, когда оно вылезает из клетки на твой голос и бежит к тебе со всех ног!

7-я УЧЕНИЦА презрительно фыркает: Чушь собачья!

9-я УЧЕНИЦА (маленького роста, двумя хвостиками): А можно мне назвать свое желание? Можно сделать так, чтобы люди никогда не ссорились?

11-й УЧЕНИК: Да, а можно сделать так, чтобы родители никогда бы не разводились?

5-й УЧЕНИК: Чтобы не ругали за отметки и вообще не пилили, не мешали смотреть телик или играть в приставку, не доставали каждую минуту?

9-й УЧЕНИК: А я хочу друзей, чтобы не быть одиноким, чтобы чувствовать — ты хоть кому-то нужен!

Все зрители притихли, как будто почувствовали какую-то незримую боль в воздухе. Пустой треп перешел во что-то очень важное.

СКАЗОЧНИК (ПОМОЛЧАВ): Да, какие у вас  желания разные, но если чего-нибудь очень сильно желаешь – желания сбываются! Надо только в это очень верить, как верила, например, Герда, что она найдет Кая в сказке Андерсена «Снежная Королева», или Золушка, садясь в карету, превращенную ее крестной из тыквы, чтобы ехать на бал!
А сейчас в должен включить мою машину времени. Она у меня портативная, но хорошей мощности и эффективности. Для этого я должен дотронуться до Вас своей волшебной палочкой! Протяните ко мне раскрытые ладони. Все-все, без исключения, и Вы, дорогие учителя, Вы ведь тоже о чем-то мечтаете перед Новым Годом!

Выходит на край сцены, подходит к каждому из школьников, дотрагивается до их ладоней блестящей, переливающейся всеми цветами радуги, палочкой, потом спускается в зал и подходит также – к учителям.

Вновь возвращается на сцену.

СКАЗОЧНИК: А сейчас я предлагаю Вам до вручения подарков побывать в другом времени и узнать, например, о чем мечтали школьники вашей школы (она же у вас старинная!), ну скажем, сто лет назад или 70 лет назад. Я не случайно выбрал эти даты – думаю, вы догадались почему.

1-я УЧЕНИЦА: Мы поняли – ведь наступающий год, 2014, а сто лет назад – 1914. А 70 лет назад -1944.

12-я УЧЕНИЦА (подхватывает): Сто лет назад началась 1-я Мировая война, а в 1944 году в нашем городе окончилась блокада.

СКАЗОЧНИК: Да-да, и все эти годы ваша школа работала, и в ней учились такие же ребята, как вы, мальчишки и девчонки, они также как вы расстраивались из-за двоек и радовались пятеркам, дружили, ссорились, дрались, влюблялись, ревновали и прощали. Предлагаю вам покинуть сейчас наше время и со мной вместе отправиться в путь!

УЧЕНИКИ 5-го КЛАССА (все вместе): В путь!

Раздается негромко песня (ее исполняют школьники на сцене):

«Слышу голос из Прекрасного Далеко,
голос утренний в серебряной росе.
Слышу голос и манящая дорога
— кружит голову, как в детстве карусель.

Прекрасное Далеко —
не будь ко мне жестоко.
Не будь ко мне жестоко,
жестоко не будь.
От чистого истока
в Прекрасное Далеко,
в Прекрасное Далеко
я начинаю путь.

Сцена темнеет.

Действие II

В училище для детей иностранных вероисповеданий  (так раньше называлась наша школа) благотворительный Новогодний Бал. Все этажи училища  украшены воздушными шарами, на стенах закреплены ветки елей, натянуты гирлянды, на полу рассыпаны кружочки конфетти. На этажах стоят столы, за которыми сидят нарядные родители учеников школы. Они продают какие-то милые пустяки (как наши сувениры) с благотворительной целью – все средства от продажи пойдут на оплату учебы малоимущих учеников. Они весело переговариваются между собой. К ним подходят то ученики, то другие родители и что-нибудь покупают. Все весело и радостно поздравляют друг друга с Новым Годом.

На столах на первом этаже – угощение: горы апельсинов соседствуют с пирожными и бутылками с лимонадом. В училище полно приглашенных гостей – пригласили гимназистов из соседней Гимназии имени императора Александра Первого. Они ходят по коридорам школы стайками и здороваются с девочками из училища. Некоторые угощают знакомых барышень лимонадом и пирожными. Вдруг появляется веселый и торжественный распорядитель танцев. Он объявляет начало Бала. Приглашает всех в актовый зал.

РАСПОРЯДИТЕЛЬ ТАНЦЕВ: Дамы и Господа! Позвольте открыть наш Благотворительный Новогодний Бал! Судари, приглашайте прелестных дам на полонез. Барышни, Вы все прелестны, сегодня ни одна не останется без кавалера, уж я об этом позабочусь!

С этими словами он подхватывает одну из учениц, и они начинают торжественный полонез. За ним выстраиваются остальные пары. Веселье продолжается. Один танец сменяет другой.

Кружатся в вальсе пары. Девочки в красивых разноцветных бальных платьях, юноши — в строгих синих мундирах с золотыми пуговицами или в черных тужурках, затянутых широким ремнем с бляхой.

Около стены стоят, обмахиваясь веером, стайка девочек. Они ожидают приглашения на новый танец. Пересмеиваются, шушукаются. Одна толкает другую тихонько локтем, показывая на худенькую, маленькую девочку, стоящую одиноко поодаль от них. Ее пока никто не приглашал.

ЛИЗА ТАЛАМБУМ (презрительно кривит рот): Нет, Сашенька, ты только посмотри на Мэри Смит, разве это платье, курам на смех! Тряпка линялая, а не платье! Оно ей тесно в груди, наверно, его сначала носила ее бабушка, потом мама, а теперь оно ей досталось!

САША НИЛЬСКАЯ: Да, вроде ничего, что ты так к ней придираешься? Что она тебе такого сделала?

ЛИЗА: Ах, задается она много, к тому же учителя с ней так носятся, меня это просто бесит: «Милая Мэри, какая у Вас огромная любовь к знаниям, какое глубокое знание русского языка, как это удивительно для девочки иностранного происхождения! Тьфу, выскочка и воображала!

САША: Но ведь это так – она лучше всех в нашем классе учится, да еще всем девочкам помогает из других классов. А что платье такое, так она же не виновата, что ее родители бедны – папа недавно потерял работу, кажется, он на Адмиралтейских верфях раньше работал мастером.

ВЕРА БУДОГОССКАЯ: Да, Мэри рассказывала – он заболел и его уволили. А мама день-деньской возится с четырьмя сестрами Мэри. Они еле-еле концы с концами сводят. Это счастье для них, что Мэри так хорошо учится и им не надо платить за ее обучение – таких учеников поддерживает попечитель нашей школы.

ЛИЗА (упрямо гнет свое): А кто их заставляет так жить? Вот мой папочка говорит, что нельзя плодить нищету, что надо запретить бедным ученикам учиться вместе с детьми из обеспеченных семей, что мы от них может набраться революционного духа! А потом жди неприятностей, как в пятом году, помните, когда мы несколько недель не учились?

САША:  Чего? Какого духа? Вера, Ева – Вы поняли, про что она говорит?

ВЕРА: Да, не очень, если честно.

ЕВА ВОРКОВИЦКАЯ: Я не поняла, но хорошо зная Сашу, могу предположить, что она хотела сказать какую-нибудь гадость.

ЛИЗА: Ой, да кто бы говорил! Я хочу сказать, что мой папочка считает – стоит дать учиться таким детям, так они потом начнут слишком много о себе воображать и будут считать, что с ними обходятся несправедливо, что это нечестно по жизни – они бедные, а мы – богатые. Решат еще, что все должны быть равны!

ЕВА: А что в этом плохого?

ЛИЗА:  А то, что мой папочка говорит, что все должны знать свое место и не рыпаться – вот в природе есть же более слабые и более сильные животные и одни признают силу других и не пытаются с этим бороться.

ВЕРА: Но ведь Мэри ни с кем не борется, помнишь, как она тебе на латыни подсказывала, а меня буквально спасла, когда Франц Иосифович на уроке немецкого языка заставлял спрягать неправильные глаголы.

ЛИЗА: Все равно – папочка говорит, что не обязательно им давать учиться все восемь лет, достаточно два-три класса подготовительных в школе, чтобы могли уметь писать и читать. Все равно им потом идти в прислуги или на фабрику. Ах, да что с Вами говорить, Вы меня все равно не поймете!

ЕВА: Да, где уж нам понять столь неземное создание вроде тебя!

ЛИЗА (примирительно): Ладно, так и быть — сменим тему. Видите, вон того гимназиста — блондина, с чудесными голубыми глазами, он неотрывно смотрит на меня. Это Никита Вольский, учится в гимназии имени императора Александра Первого. Мы с ним познакомились на Марсовом поле, когда наши классы стояли рядом во время празднования 300-летия их Императорских Величеств. С тех пор он ко мне неравно дышит, как мне кажется. Ах, я просто вся горю от волнения, мне так хочется, чтобы он меня пригласил потанцевать! А на Новый Год я загадала… Знаете что, девочки?

ВСЕ: Что?

ЛИЗА:  Чтобы Никита Вольский признался мне в вечной любви. А Вы о чем мечтаете?

САША: А я хочу поскорее выучиться и найти работу, чтобы моя мама поменьше бегала по урокам по всему городу.

ЕВА:  А я очень хочу, чтобы побыстрее наступило лето – хочу поехать в Елабугу, к бабушке, она уже старенькая и так ждет меня! Хочу увидеть поскорее Каму, наш двор, моего любимого пса Трифона, своего двоюродного братика Антона, я его еще не видела, он родился осенью, после моего возвращения в Петербург с каникул.

ВЕРА: Я хочу, чтобы мне купили пианино, когда лишние деньги появятся – мне так хочется научиться играть на нем! Я бы день-деньской с ним не расставалась и сочиняла бы музыку – знали бы вы, девочки, какие у меня в голове красивые мелодии рождаются!

ЛИЗА:  Какие-то все-таки у Вас, девочки, мечты убогие, разве об этом надо мечтать – меня вот родители повезут летом в Европу – в Париж, Лондон. И полностью обновят мой гардероб – купят мне все самое модное! И мы будем ходить на обеды к нашим знакомым, на званые вечера, в концерты! Вот это жизнь! Мэри, а ты чего так далеко забилась – иди к нам!

МЭРИ СМИТ (боязливо и довольно неохотно приближается к ним): Здравствуйте, девочки. Здравствуй, Лиза.

САША, ЕВА, ВЕРА: Здравствуй, Мэричка, как дела?

МЭРИ: Все хорошо, спасибо Вам.

ЛИЗА: Мэри, ну, что же ты не сказала, что у тебя нет платья на праздник – я бы нашла тебе что-нибудь из своих платьев – у меня их так много, они мне многие страшно надоели, дала бы тебе что-нибудь поносить… Нельзя же так позорить нашу школу перед гимназистами – еще подумают, что у нас все так ходят!

МЭРИ  (тихо, с достоинством): Спасибо, Лизонька, за доброту, но я как-нибудь сама, мне мое платьице очень дорого, в нем танцевала моя мама на балу, оно приносит счастье.

ЛИЗА презрительно фыркает.

Она не подозревает, что ее разговор с девочками, особенно последние слова, обращенные к Мэри, слышали два друга – гимназисты Никита Вольский и Петр Лаудон.

ПЕТЯ: Ну что, пригласишь свою пассию, Лизу, помнишь, как ты рассказывал мне о своем увлечении ею после Вашей встречи на Марсовом поле?

НИКИТА: Нет, ты знаешь, что-то мне расхотелось танцевать с ней, по-моему, она воображала и злюка. Я-то думал она добрая и милая, а она вон как сейчас унизила ту маленькую барышню.

ПЕТЯ: А с кем же тогда ты будешь танцевать?

НИКИТА загадочно улыбается: Сейчас увидишь. Пошли, пригласим барышень на танец.

Они подходят к нашим девочкам. Лиза вся подается вперед, ожидая, что ее пригласит Никита. Но тот неожиданно подходит к Мэри и, склоняя пред ней голову, приглашает ее на вальс. Та растерянно смотрит на него и, видя его добрую, светлую улыбку, радостно кладет ему руки на плечи и начинает кружиться по залу вместе с ним. Лиза буквально застывает от обиды – у нее краснеет лицо, на глаза наворачиваются слезы, она яростно кусает губы. Смотрит с ненавистью на пролетающую мимо нее в вальсе пару Мэри и Никиту. Петя Лаудон, видя ее страдание, приглашает ее на тур вальса и она облегченно вздыхая, вальсирует вместе с ним. Ей непереносимо унижение перед другими девочками, ведь она так неосторожно расхвасталась перед ними.

ЕВА, ВЕРА, САША: Нет, вы только посмотрите на нашу злюку Лизу!

ЕВА: ДА, такого она явно не ожидала. Привыкла, что всегда на нее все смотрят, она самая красивая, гордая, лучше всех одетая!

ВЕРА: Так ей и надо, нечего вредничать и обижать других. Пусть на себе прочувствует, каково это!

К девочкам подходят другие гимназисты и реалисты, они радостно идут танцевать. Постепенно музыка стихает, бал приближается к концу.

Никита провожает Лизу в гардероб, подает ей ее старенькую муфточку и терпеливо ждет, пока она оденется.  Он благодарит ее за танцы вместе с ним. Потом говорит.

НИКИТА: Я так рад нашему знакомству, Мэри. Я запомнил Вас еще на Марсовом поле, когда наши классы стояли рядом. С тех пор мечтал с вами познакомиться. И вот под Новый Год моя мечта исполнилась! А о чем мечтаете Вы?

МЭРИ (тихонько): О том, чтобы мой папочка поправился, совсем-совсем, и его снова взяли на работу. Чтобы мамочка могла хоть немного отдохнуть – она просто падает уже от усталости, хотя я ей стараюсь помогать.

НИКИТА: Милая Мэри, я очень хочу, чтобы Ваше желание на Новый Год исполнилось – все желания, особенно такие светлые, обязательно исполняются!

МЭРИ: Спасибо Вам, Никита.

НИКИТА: Вы позволите Вас проводить, Мэри?

МЭРИ: Конечно.

НИКИТА: А давайте встретимся на Рождество, в Юсуповском будет катание на санях, ярмарка, будет весело, ладно?

МЭРИ: Давайте.

Взявшись за руки, они тихонько уходят из школы.

Действие III

Конец декабря 1943 года. В школе темно. Освещение тусклое, горят несколько коптилок. Первый этаж закрыт мешками с песком и деревянными щитами. Все окна заклеены крест-накрест бумажками, поверх затянуты одеяла (от артобстрелов). В здании очень холодно, однако в классах, где проходят занятия с оставшимися учениками (многие уехали в эвакуацию) топятся печки-буржуйки. На стене 1 этажа висит старенький репродуктор.

В одном классе собираются ученики, оставшиеся учителя и директор школы. На учениках поношенные пальто, ветхие куртки, на головах старенькие  мамины оренбургские платки  или у мальчиков старые ушанки. Лица изможденные, но веселые. Директор – в строгом, видавшем виды, черном костюме, к белому воротничку прикреплена маленькая брошка в виде веточки ландышей.

ДИРЕКТОР (торжественно): Дорогие мои, я поздравляю Вас с наступающим 1944 Новым Годом! Вы все знаете, что в этом году была прервана блокада Ленинграда. Сейчас возле нашего города проходят ожесточенные бои, но мы верим, что город будет освобожден, что мы очень скоро придем в наш Пушкин, в наш Петергоф, в нашу Гатчину! Мы верим, что в Новом году блокада будет снята полностью! Ура!

ВСЕ: Ура!

ДИРЕКТОР: А сейчас я хочу поздравить нашу ученицу, Танечку Кривоносову. Ей только что вручили медаль «За оборону Ленинграда». Осенью этого года она помогала собирать урожай картофеля в прифронтовом нашем совхозе «Красная Заря» и перевыполнила план.

ВСЕ: Поздравляем, Танечка, ты молодец!

ТАНЯ КРИВОНОСОВА: Ой, спасибо, да я ничего особенного не сделала.

ДИРЕКТОР: Что я еще хочу Вам сообщить, мои дорогие — хочу вас порадовать, дело в том, что наш коллектив учителей заказал в магазине художественных изделий почти сто портретов Александра Сергеевича Пушкина и Николая Васильевича Гоголя. Застеклить окна наши обычным стеклом мы пока не в состоянии, так что после Нового Года мы в окна вместо мешков с песком вставим портреты наших великих писателей, и будем любоваться их дорогими лицами.

ВСЕ: Как хорошо!

ДИРЕКТОР: Ой, вспомнила, Тамарочка, за тобой еще должок остался – ты мне не прочитала «Няню» Пушкина, долго болела после скарлатины. Сейчас сможешь для нас прочесть наизусть? Пусть это будет как будто наш новогодний концерт.

ТАМАРА ЛЕПЕШКИНА (ТИХО): Да, смогу.

Она с выражением читает «Няню».  Все притихли. Потом негромко аплодируют.
Кажется, вернулось радостное довоенное время, когда звучали стихи, красивая музыка, было тепло и не страшно.
АЛИК КАЦ: А можно я спою «Ave  Maria» Шуберта, мы ее с нашим  учителем музыки Павлом Ивановичем разучивали.
Свежий мальчишеский голос, казалось, пронизывает все этажи здания. Тихо потрескивают коптилки в классе.  Аплодисменты.

В наступившей задумчивой тишине ДИРЕКТОР ОБЪЯВЛЯЕТ:

ДИРЕКТОР: Сейчас дорогие мои дети и коллеги, позвольте пригласить вас на торжественный ужин по случаю наступления Нового Года. Не Бог весть что – не обессудьте, но всё – от души.

Ученики радостно подходят к нескольким партам, на которых стоят тарелочки с постным маслом, рядом с которыми лежат кусочки хлеба. В мисочках картофельный салат, на каждой тарелке по одной конфете «Мишка на Севере».

НИНА БЕЛОВА: Ой, как же все вкусно! Это не то, что суп по четыре копейки. Нет, он тоже вкусный, но не сытный, просто водичка с мукой разведенная. А откуда картофельный салат?

ТАНЯ ГОРШТЕЙН: Разве ты не знаешь, мы же летом грядки разбили с ребятами и учителями в Солдатском Садике недалеко от школы. Такой хороший урожай получили! Эх, если бы не бомбежки и не постоянное сидение в бомбоубежище – вполне бы сносно можно было бы дотянуть до победы!

АЛИК КАЦ: Поздравляю Вас, девчонки, с наступающим 1944 Новым Годом! Кто хочет – возьмите мою конфету, я не очень люблю сладкое!

НИНА БЕЛОВА: Правда? А я так соскучилась по сладкому! Так надоел морковный чай!

СЕРЕЖА СУРИКОВ: А я свою конфету хочу младшей сестренке отнести, она же у меня в блокаду родилась, вообще сладкого в жизни не пробовала…

ТАНЯ КРИВОНОСОВА: Ребята, а кто знает, где Веня Селиверстов? Он же три дня назад приходил в школу?

НИНА БЕЛОВА: Ты разве не знаешь? У него мама слегла с дистрофией второй степени, он от нее почти не отходит. У них же вся семья погибла – отец на фронте, а бабушка и младшая сестренка здесь. Сам еле держится, а ее ужасно боится потерять.

ТАНЯ КРИВОНОСОВА: Ребята, давайте ему отнесем новогоднее угощение, он же должен был бы быть сейчас с нами.

ВСЕ: Конечно, давайте.

Внезапно зашуршал репродуктор. Все повернулись в его сторону. Оттуда послышались стихи и ученики радостно зашептали: «Тише, тише, это же Ольга Берггольц читает свои стихи!»

…Сестра моя, товарищ, друг и брат,

ведь это мы, крещённые блокадой!
Нас вместе называют — Ленинград,
и шар земной гордится Ленинградом.
Двойною жизнью мы сейчас живём:
в кольце и стуже, в голоде, в печали,
мы дышим завтрашним,
счастливым, щедрым днём, —
мы сами этот день завоевали.
И ночь ли будет, утро или вечер,
но в этот день мы встанем и пойдём
воительнице-армии навстречу
в освобождённом городе своём.

ВСЕ:  Чудесные стихи!

МАША КОЛЬЦОВА: А давайте, ребята, представим, что нас слышит удивительный волшебник, который может исполнить наше желание. Давайте, помечтаем вместе?

ВСЕ: Давайте.

НИНА БЕЛОВА: Я мечтаю о то, чтобы поскорее наступило такое время, когда я не буду умирать с голоду. А то знаете, мне все время во сне снится еда, вы только не презирайте меня, ладно?

ТАНЯ ГОРШТЕЙН: Да что ты, Ниночка! А я мечтаю о том, чтобы прорвали скорее блокаду, и освободили наш город, и поскорее закончилась война!

СЕРЕЖА СУРИКОВ: Я мечтаю, чтобы мой батя с фронта живым вернулся!

ТАНЯ КРИВОНОСОВА: Я так хочу, чтобы прекратились бесконечные бомбежки, чтобы не надо было бежать каждый день в убежище и дрожать там от страха!

МАША КОЛЬЦОВА: Да, да, а еще я мечтаю о том, чтобы люди больше не умирали, чтобы все были живы!

ВСЕ: Да, чтобы все дожили до Победы!

Алик КАЦ: Я мечтаю о том, чтобы вернулся с фронта мой любимый учитель пения Павел Иванович и возобновились уроки музыки. Мы же с ним перед войной уже разучивали отрывок из «Богатырской симфонии» Бородина.

ВЕРОНИКА ПАВЛОВА: А я мечтаю о том, чтобы у меня был маленький котенок – а то в городе сейчас кошек нет совсем, у нас же перед войной жил чудесный котик Барсик, так он, бедный, пропал куда-то…

ДИРЕКТОР: Ты знаешь, Вероничка, скоро твоя мечта может осуществиться, я слышала, что в город из Ярославля и из Сибири собираются завезти много кошек для борьбы с крысами. И уже на рынках продают кошек, правда, пока по цене килограмма хлеба, очень дорого.

ВЕРОНИКА (радостно смеется): Как здорово!

В это время раздается гул, звуки сирены. ДИРЕКТОР объявляет о необходимости закончить празднование Нового Года и о том, что нужно спуститься в бомбоубежище.

Все покидают школу.

ЭПИЛОГ

Вновь школьники сидят на сцене. Лица у них сосредоточенные, серьезные и даже печальные. СКАЗОЧНИК выходит на середину сцены. В руках у него большой мешок с подарками. Он подходит к каждому ученику и протягивает ему сладкий набор, краски с альбомом, и сверкающую волшебную палочку.

СКАЗОЧНИК: Поздравляю вас всех еще раз с наступающим Новым Годом! Пусть Ваши сокровенные желания и самые необыкновенные мечты исполнятся! Только Вы, пожалуйста, сфокусируйтесь на Ваших желаниях, тщательно их продумайте. Может после наших путешествий они немножечко видоизменятся – у некоторых станут более осознанными, менее себялюбивыми…

1-я УЧЕНИЦА: Спасибо большое. А для чего нам краски с альбомами? Какое здесь волшебство?

СКАЗОЧНИК: Все просто. Мысль, как известно, материальна. Стоит Вам представить себе свою мечту, и нарисовать волшебными красками, как она потихоньку начнет исполняться, можете мне поверить!

8-я УЧЕНИЦА: Класс!

7-й УЧЕНИК: А для чего нужна волшебная палочка?

СКАЗОЧНИК: Чтобы каждый из вас мог сделать кого-то очень счастливым. Стоит Вам дотронуться ей до кого-то, кому нужна помощь, забота или внимание и он ее тут же получит. И не важно, кто это будет – ваша любимая девочка, больная мама, усталый папа или заскучавший без вас домашний любимец – он получит от вас поддержку и понимание.

С этими словами СКАЗОЧНИК таинственно исчезает.

Звучит песня:

Где водятся Волшебники,
Где водятся Волшебники,
Где водятся Волшебники,
В фантазиях твоих.
С кем водятся Волшебники,
С кем водятся Волшебники,
С кем водятся Волшебники,
А с тем, кто верит в них.

Тихо опускается занавес.

Марина Владимова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *